В единстве чувств...
Любое творчество начинается в пространстве внутри сердца, в его наполненности. Все чувства там существуют слитыми воедино. Ни один из видов искусства не является продуктом деятельности какого-либо одного органа чувств, например глаза, уха или осязания. Искусство рождается тогда, когда все способности к восприятию действуют как единое целое.
Тогда стираются границы между внутренним и внешним миром, между субъектом и объектом восприятия. Отсюда — интуитивная способность мастера к проникновению в суть вещей. Он видит невидимое и творит видимое.
Искусство и его теория
Непосредственное восприятие, видение, слышание, ощущение является источником образов. Вслед за этим развивается теория искусства, призванная закрепить истины, промыслительно открывшиеся подвижнику — мастеру. Ибо теория не рождается прежде искусства и не порождает его, а лишь возникает на его основе. Цель же искусства - красота, неуловимое одеяние Божественности. С формулированием же теории творцы все меньше полагаются на восприятие, и формы искусства становятся более отражением традиции.
Магия ремесла
Например, в XIX веке изготовление ткани у славян сопровождалось действиями, избыточными с точки зрения рациональных технологий. Это указывает на ритуальный характер процесса. Если технология обеспечивает качество вещи, то ритуал вписывает ее в пространство культуры.
Значительная часть народных представлений о сакральности ремесла может быть объяснена производимым действием: из хаотической массы материалов создавалось упорядоченное, организованное начало, что воспринималось даже самим творцом, как чудо.
Кроме того, у ремесла - двойственная природа: с одной стороны, мастер придаёт сырому материалу новую форму, с другой стороны этот процесс изменяет самого мастера. Ремесло - это процесс преображения, в который вступают, чтобы изменить себя и жизнь вокруг. Изменяя себя, человек начинает видеть мир иными глазами, то есть вступает в магическое пространство, недоступное непосвященным. Это пространство с другими вероятностями случайных событий.
Народное и придворное искусство
Народное искусство в отличие от придворного (элитарного) лаконично и лишено всего несущественного. Простой ремесленник, заглядывая во внутреннюю суть вещей, форм и материалов, выражает свое видение с максимальной экономией средств. Направлением элитарного искусства также часто становится поиск предела лаконичности, как совершенного способа выражения идеи красоты.
Вызовы времени
Линейная направленность времени индустриального общества неизбежно разрушает представления о циклическом времени, свойственные ремесленнику.
Этот вызов самого времени ремесленники встречают достойно, как подобает мастерам. Их таланты часто еще не востребованы и дремлют, но они живы в наблюдательном оке и умелой руке творца. Ему требуется только поощрение, на которое он откликнется великолепием своего изделия.