Конструкции

КЛАССИЧЕСКИЙ РАНТ / Goodyear Welt


Классическая рантовая конструкция существует уже почти 200 лет. Её суть в том, чтобы пришить подошву к стельке, но так, чтобы на стельке не было швов. Рант (это полоска специальной крепкой кожи) пришит через верх к выступу на нижней стороне стельки, а низ крепится путем приклейки и прошивки через рант проложки (midsole) и подошвы. Это красивое, прочное и практичное крепление. Низ можно заменить не раз. С точки зрения надёжности и эстетики для большинства моделей оптимальным является именно классическое рантовое крепление.



"ШТОРМОВОЙ" ИЛИ ПОДРЕЗНОЙ РАНТ / Split Welt


Это разновидность классической рантовой конструкции. Отличается от классики только наличием на ранте специального порожка - продольного выступа, который проходит через всю длину ранта. Он уплотняет стык - щель между верхом и рантом, препятствуя попаданию туда снега, воды и грязи, что позволяет использовать обувь в более тяжёлых условиях. Штормовой рант чаще бывает круговым - крепит низ на 360 градусов. Штормовой рант утяжеляет эстетику, делает низ на вид более громоздким.



ДОППЕЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ / Stitch-down


Часть верха по нижней грани стельки отгибают наружу и пристрачивают к подошве с наложенным сверху рантом или без него. Подкладку предварительно приклеивают под стельку. Другими словами, рантом служит сам отогнутый верх. Швов по ранту может быть один или два. Если их два, то, как правило, первый крепит к ранту только кожаную проложку (midsole), а второй, внешний - через проложку крепит резиновую подошву. Считается, что доппельное крепление более водостойкое, чем рант, и больше подходит именно для работы в тяжёлых условиях.



НОРВЕЖСКИЙ РАНТ / Norwegian Welt


Норвежский рант можно отличить по дополнительному видимому шву. Вместо того, чтобы уходить под ботинок, рант отогнут вертикально и пришит через стенку обуви к стельке. Низ пришивается к обуви через горизонтальную часть ранта. Если кожа верха достаточно толстая, то самой полоски ранта может не быть, а рантом служит отогнутый ниже первого шва верх. Раньше, до эпохи крепких клеёв, это была наиболее прочная конструкция, используемая для походной, альпинисткой, военной обуви. Сейчас, после появления современных клеёв, она, оставаясь наиболее трудоёмкой и малоэстетичной, не имеет для городской носки преимуществ перед классическим рантом, и без того имеющим избыточную прочность.



ПРЯМАЯ ПРОШИВКА / Blake Rapid


Это наиболее простой тип крепления, когда низ пришит к обуви насквозь через стельку. Шов на стельке виден, если смотреть внутрь ботинка. В обычной для Европы разновидности этой конструкции (англ: Blake Rapid или закрытый шов) к стельке пришивается проложка (midsole), а подошва пришита к верху через декоративный рант, который лежит на проложке и уплотняет стык верха и подошвы. Прямая прошивка крепит подошву немного дальше от края стельки, чем в случае ранта.

Традиционно этот тип крепления используется для модельной обуви из тонких кож и с более тонкой стелькой. Наш опыт показал, что с появлением синтетических ниток для ручной прошивки, это крепление не уступает ранту по водостойкости и прочности. Тем не менее для обуви из толстых кож этот тип крепления - экзотика.



ВЕЛЬСКОЕН или ВЕЛЛИ / Veldtschoen


Конструкция голландских поселенцев в Африке походит на классический рант, только верх отогнут над рантом. Он отогнут, приклеен на рант и пришит через рант к подошве. Конструкция особопрочная, водостойкая, используется для носки в тяжелых природных условиях. Эта сверхпрочная конструкция не имеет смысла для городской носки.


ДВОЙНОЙ РАНТ / Rolled Welt


Конструкция схожа с классическим рантом, только затяжная кромка под рантом не отрезана, а отогнута наружу, как у доппеля, и лежит под рантом, его усиливая.

По сути это машинная адаптация норвежской конструкции. Отличие от норвежского ранта в том, что рант пришит как классический, лицом к лицу с верхом, рантовый шов скрыт, а не открыт, как норвежский. Также, в качестве ранта используется обычная кожа верха.

Все изменения уменьшает трудоёмкость без потери прочности. Данное крепление используется только у американских производителей и преимущественно в обуви для тяжёлых работ: некрасиво, проще в изготовлении и прочно. В пошиве на заказ данное крепление смысла использовать нет.



РЕЗЮМЕ ПО КОНСТРУКЦИЯМ


  • По нашему опыту, для изготовления кастомных ботинок из толстых кож на заказ в настоящее время, с учётом появления современных клеёв для низа, наиболее подходят две конструкции: классический (в том числе "штормовой") рант и доппельная конструкция. Классический рант более эстетичен, доппель более груб, агрессивен и утилитарен. По прочности и водостойкости разницы не наблюдается.
  • Прямая прошивка (Blake Rapid) может быть использована реже с целью облегчения веса обуви за счёт снижения толщин низа (стельки и подошвы), что имеет как достоинства, так и недостатки.
  • Норвежские конструкции хотя и практичны, но мало-эстетичны. Декоративная версия норвежского шва, хотя и более эстетична, на практике обладает перегруженной эстетикой (накладной рант, шов-восьмёрка) и неоправданно сложна в изготовлении.
  • Двойной рант - это утилитарная неэстетичная индустриальная версия Норвежской конструкции. В ручном пошиве повторять редуцированную до машинной технологию - дурной тон.
  • Veldtschoen, Велли - выглядит тяжеловеснее доппеля (толще пирог низа), конструкционно прочнее (сочетает прочностные преимущества доппеля и ранта). Учитывая избыточную прочность доппеля и ранта, изготовление Велли целесообразно только в плане индивидуального предпочтения уникальной конструкции.